http://www.snowball.ru/forums/?board=po … ead=128841
вот текст данного произведения:
I. Государство в представлении варвара.
В последнее время в интернете завёлся мощный антигосударственный дискурс - антигосударственный в принципе, а не только в смысле неприятия государства РФ. Понятно, что вырос он в первую очередь из антисистемной позиции прогрессивно мыслящих граждан – дубинноголовые вернопутинцы нормального человека могут до чего угодно довести, и в первую очередь довести до ответного неадеквата. Поэтому прежде всего следует присмотреться к самому понятию государства и его предназначении. Абстрактное теоретическое занудство я оставлю Аль-Сидару с Де Слардом, а вместо того лучше посмотрю, что именно нужно от государства нашим верноподданным гражданам (получающийся в результате образ, экстраполируемый на весь спектр представлений о государстве, как раз и служит объектом защиты одной стороны и нападок другой).
Напрямую верноподданные граждане (далее ВПГ) ничего на этот счёт не говорят (потреблённую из зомбоящика и повторяемую ими трепотню о «суверенной демократии» в расчёт не берём по той простой причине, что объяснить, что это такое, ВПГ не в состоянии). Однако Эрефию эпохи Путина они страстно любят, полагая её почти идеальным государством – ну, разве что с отдельными недостатками. Попробуем выяснить за что, просто выявляя наличие или отсутствие свойств, присущих государству «по умолчанию».
Зачем вообще нужно государство? В общем случае государство есть созданный обществом инструмент, потребный для упорядочивания общественной жизни способом, служащим к извлечению максимального блага для максимального числа членов общества. Детализируя общее слово «благо», можно выделить из него такие понятия, как очевидные благосостояние, свобода, безопасность индивидуума и справедливость общественного устройства, а также не столь очевидные инкорпорированность индивидуума в общество (сиречь комфортное – как минимум взаимно бесконфликтное – сосуществование индивида и общества, а также индивида и государства), и смысловое наполнение, интересность и насыщенность жизни индивида в обществе.
Что из этого присуще Эрефии? Благосостояние – удел ничтожной прослойки населения. В лучшем случае можно говорить, что от голода и холода народ всё-таки не мрёт, за отдельными исключениями. На начало XXI века – дохленькое, мягко говоря, достижение.
Свобода отсутствует в принципе – с одной стороны, большинство населения вынуждено разбиваться в лепёшку, чтобы только обеспечить себя необходимым для продолжения жизни минимумом, а с другой – практически всё население (не исключая и государственную верхушку) обвешано повинностями перед государством, от которых оно, население, не имеет для себя никакой положительной отдачи (ну, кроме той самой государственной верхушки). Ну, тут всё понятно – «При феодализме исчезают не рабы, исчезают – свободные» (с).
Безопасность? Ну-ну. Эрефия не только не устраняет имеющиеся угрозы обществу, она сама является такой угрозой – причём угрожает она не бездействием, как бывает в случае разрушенного государства, она угрожает действием, как свойственно сильному антинародному режиму. То, что структуры, по умолчанию направленные на обеспечение безопасности граждан – армия, милиция, МЧС etc., в какой-то своей части ещё функционируют по прямому назначению, скорее недоразумение, вызванное, с одной стороны, сильнейшей бюрократической инерцией, а с другой – недостаточно массовым моральным падением граждан.
Справедливость? Не смешите мои тапочки. Это, конечно, субъективное понятие, но надо обладать незаурядно людоедскими убеждениями, чтобы признать эрефийское общество хоть сколько-нибудь справедливым. Впрочем, многие ВПГ именно такими убеждениями и обладают, но к этому я вернусь позже.
С инкорпорированностью несколько сложнее – специфическую русскую манеру объединяться в группы, построенные на произвольно сложившихся горизонтальных связях («надсемейных», но при этом «поднациональных»), трудно разрушить любыми действиями сверху, поэтому определённая инкорпорированность в общество сохраняется почти у всех. При этом, однако, следует констатировать тот факт, что в настоящее время попытки какого-либо иного объединения граждан обречены на провал по опять-таки весьма специфическому комплексу причин (если уж совсем утрировать, то речь идёт о патологической склочности современных русских), приветствуется индивидуализация по принципу «моя хата с краю» (но при этом, что характерно, индивидуализация по принципу «быть не таким как все и вести себя не так, как все» воспринимается очень скверно), а уж о связях индивида и государства нечего и говорить – люди всеми силами пытаются свести эти контакты к минимуму.
Наконец, созвучные блага интересности, насыщенности и осмысленности жизни воспринимаются в условиях государства РФ как нечто с другой планеты. Достаточно развитой человек, конечно, сумеет обеспечить себя всем перечисленным, но исключительно вопреки воле этого государства (которое даже систему образования уничтожает – о чём ещё после этого в данном аспекте можно говорить). Людям же, которым не повезло родиться в благополучной семье, расти в культурном обществе и у которых нет за плечами достаточного опыта прошлых жизней, подобные запросы просто не придут в голову – они обречены на тягостное существование раба неофеодализма.
В совокупности получается препаскуднейшая картина жизни в Эрефии и особенно жизни русского в Эрефии. На сей счёт один товарищ наваял на АПН очень хорошую и точную статью, которую я настоятельно рекомендую к ознакомлению, после чего, дабы не уходить в дебри, резюмирую, что с точки зрения нормального человека симпатизировать такому государству нет ни малейших резонов. (Добавление динамики картину ничуть не спасает – по всем перечисленным параметрам, кроме в какой-то степени благосостояния, положение по сравнению с 1990-ми только ухудшилось, и ухудшилось значительно. Для обитателей «Мауса» с заваренным люком добавлю, что в двухсотый раз пережёвывать доказательства этого факта я не собираюсь – скучно).
Тем не менее, ВПГ бурно восхищаются. А чем же тогда? Напрашивается вывод, что у них какие-то совсем другие критерии идеального государства. Выяснить, какие, можно очень простым методом – сравнив Эрефию Ельцина и Эрефию Путина. Вопреки очевидной истине, что эпоха Путина есть прямое продолжение эпохи Ельцина и отличается от неё лишь степенью деградации России, ВПГ, славя Путина и его правление, противопоставляют его Ельцину и его правлению. А что у них является аргументом № 1? Угу, оно самое. Сильное государство.
Прежде всего здесь бросается в глаза, что ВПГ не воспринимают государство как инструмент. Если спросить такого вот путинца, что с помощью этого инструмента было сделано, в ответ можно услышать только не вполне вразумительные перепевки программы «Время». Ради интереса можно пройтись по вышеобозначенным позициям.
С благосостоянием всё ясно – услышите в ответ про охренительное повышение зарплат и пенсий, низкую инфляцию и автомобильное поголовье. Намёк на то, что цены на нефть уже в десять раз выше, чем при Ельцине, он воспримет как оскорбление непревзойдённого путинского величия; упоминание о Стабфонде и золотовалютных резервах исторгнет из его уст невнятную ересь об опасности инфляции и необходимости иностранных инвестиций; указание на удешевление автомобилей ввиду технического прогресса и на ограниченную пропускную способность дорожной сети он встретит проклятиями в адрес ненавистных коммунистов; а за обоснованное подозрение в занижении в 2-3 раза официальных цифр об инфляции он пригрозит организовать вам в прокуратуре 129-ю статью, а ещё лучше, сразу 282-ю. (Если же этот ВПГ – человек, растерявший последние остатки адекватности, например, некто Миша Леонтьев или его многочисленные эпигоны, то прокуратурой не обойдётся, вместо этого сразу же будет исторгнут вопль о грядущем скручивании головы или сразу о Бабьем Яре для оппозиции). Заметим, что аргументы подобного рода применяются ВПГ при каждом удобном случае, на что стоит обратить внимание для определения его истинных ценностей. Плюс новое старое блюдо – миллиарды в карманах честных, верных Путину бизнесменов, истинных сынов Новой России. Ежели не будете завидовать, а будете работать, у вас тоже будут миллиарды по карманам.
Свобода… гм… ну вы сами всё поняли. Это для нашего ВПГ не благо, это ненавистная чёрная магия, посредством которой Ельцин, Гайдар и Березовский всех ограбили, унизили и оскорбили, а главное, порушили Великое Государство (не «великую страну», да). Теперь же данной магией, приобретшей в целях маскировки оранжевый цвет, пользуются Каспаров и Белковский, пытаясь по врождённому злодейству сбросить с трона Доброго Царя и Продать Россию Американским Империалистам. Посему подлежит тотальной ликвидации во избежание. Вкратце же сравнительное положение дел описывается так: «При Ельцине людям предлагалось убираться ко всем чертям и свободно сдохнуть под забором, при Путине перед издыханием требуется ещё выстроиться в колонну и синхронно маршировать с радостной улыбкой и хвалой Великому Вождю» (кажется, Ортега подобным образом выразился). ВПГ, естественно, выбирают второе. И что поражает – выбирают далеко не только роль сытых надсмотрщиков. Кое-кому действительно нравится дохнуть в колонне.
Напротив, безопасность – это конёк нашего ВПГ. Дай ему волю, он вам часами будем вешать на уши лапшу об Укреплении Позиций России В Мире, суверенных авианосцах, неуязвимых тополях, православных бомбах, Герое России Ахмаде Кадырове, а также об окончании Бандитского Беспредела и Второй Гражданской Войны. И плевать ему, что армия, в отличие от недоразвалившейся ельцинской, уже полностью небоеспособна и служит лишь для превращения попавшего туда человека в образцового неофеодального раба, в Чечне (как и вообще на Северном Кавказе) вновь правят тамошние бандиты, русские бандиты перестали истреблять друг друга и наконец-то вплотную принялись истреблять законопослушных граждан, преступность всё так же растёт, а уж о гауляйтерах и Вашингтонском ЦК даже мне говорить надоело – всё одно без толку. В чём же разница? А очень просто. Раньше об авианосцах в телевизоре с придыханием не трепались, не славили уничтожающую мощь Дедушки Всех Бомб, на пространстве СНГ орудовали без театрализованных шоу с кручением вентиля, а также не ломались перед очередным вылизыванием до блеска американского сапога и не кричали по сглатывании налипшего дерьма о начале новой холодной войны против Великой России.
Справедливость? Ха-ха три раза. Справедливость – это Путин, а кто против Путина, того на фонарь. Абсолютно ельцинский подход. Только раньше на фонарь можно было попасть, выступив против Ельцина с оружием в руках, а при Путине скоро можно будет попасть за Оскорбление Величества. ВПГ опять-таки предпочитают второе.
Инкорпорированность? А как же! Всяк должен быть готов мостить своим телом дорогу Великого Вождя к очередной нефтяной скважине – и ни в коем случае не утопить в болоте партбилет «Единой России», иначе сей раздолбай будет проклят и попадёт в оранжевый ад. Это вам не проклятое ельцинское десятилетие – дохнем вместе, единым фронтом, во имя партии родной, во имя Путина Святого.
Осмысленность и интересность? Чего-чего? Тебе, гаду, служения Отечеству и Вождю мало? Иных смыслов захотел? А не желаешь ли с «Нашими» пообщаться в подворотне? Чтоб в башке прояснилось?
Резюмируя вышесказанное – так что нужно ВПГ от государства? Парадоксально, но – ничего. Кроме вот этого самого сильного и всеприсутствующего государства. Плюс обязательная мишура для души. Картонные танки, фанерные самолёты, новая холодная война с заокеанской вражиной каждую пятницу (только, Яхве упаси, не взаправду – а то вдруг и вправду из кресла выдернут и в Грузию воевать пошлют), съезд всенародной партии под трёхцветными знамёнами и чтоб кругом сплошь висели портреты Великого Вождя, а то поклониться некому. Да, и ни в коем случае не забыть – чтоб родной ОМОН бил всю эту оранжевую сволочь, которой, извольте видеть, не нравится такое отличное государство, чтоб кровища камеру забрызгивала, чтоб кости мерзавцев хрустели веселей. Под пивко – лучшее зрелище. Куда там футболу.
Совсем коротко – нужен идол. Имеющий материальное воплощение в виде Хозяина С Кнутом, Строгого, Но Справедливого. На каждый случай, естественно, свой хозяин - Путин, омоновец с дубинкой, чиновник с бумажкой. Функция воплощения – наглядно (а как ещё по телевизору-то?) устанавливать в стране Единственно Правильный Порядок. И непременно выявлять засевших врагов. Всё. Вот оно – счастье.
Тут вот Аль-Сидар про левиафанов распространялся. Какой там, к дьяволу, левиафан – у него и строение сложное, и мысли кое-какие есть. Эрефия – голем простейшей конструкции. Без мозгов, зато с чугунными кулачищами. Стопудовыми. И программой – Сила, Порядок, Поклонение. А за спиной – юркие безликие личности с чемоданами взад-вперёд бегают. Должно быть, с гуманитарной помощью для поклоняющихся.
Фигура голема оказалась вполне себе жутковатой; в результате противоположный лагерь переклинило настолько, что сначала его сотрясли глупейшие войны на тему «Смерть империи, даёшь изоляционистское национальное государство», в результате которых имперский подход оказался частично захвачен властью, дискредитирован и маргинализирован; затем вылезший из телефонных проводов Крокодил разгрыз то самое национальное государство на осколки и неожиданно обрёл довольно много сторонников – впрочем, тоже маргиналов; потом все здравомыслящие люди попробовали было договориться, но в итоге так ни черта и не получилось. Голем выиграл в одни ворота.
В выигрыше, кроме того, остались все последовательные либералы, ни на минуту не забывающие, что голем прикрывает в первую очередь их самих. О чисто материальных выгодах я даже не говорю; в идеологическом плане выигрыш заключался в прочной дискредитации государства как инструмента. Что, несомненно, улучшило шансы на наступление неофеодализма. Более того, либералы получили некоторые основания трепаться о «возвращении совка» (подразумевая под таковым как раз культ Силы и Порядка), дискредитируя тем самым и социализм.
Как итог первой части – небольшое лирическое отступление личного характера. Восприятие государства по описанной в начале схеме казалось мне в своё время настолько очевидным, что мне и в голову не могло прийти, что подразумевают под государством и чего от него хотят разного рода «государственники» и «патриоты». «Сильное государство» автоматом означало для меня соответствие приведённому в начале определению; сила же исключительно как способ обеспечения питания голема (или просто ради силы) и сам голем ради поклонения ему – ну, знаете… Чтобы такое себе представить, я был слишком советским человеком. Россия, да ещё имевшая обширный социалистический опыт, и какая-нибудь Буркина-Фасо, в сознании просто никак не сочетались. И чтобы избавиться от этой последней политической иллюзии (прочие благополучно развеялись в конце 1980-х – начале 1990-х, остатки – году так к 2001), мне потребовалось увидеть Эрефию на втором путинском сроке и её восхваление людьми, которых я бы никогда в этом не заподозрил. Что ж, худший враг – тот, который долго и успешно притворяется своим...
Если будет не лень, потом ещё добавлю.